Наш детский сад Специалисты Родителям Дошкольные вести Платные услуги Фотомир Наши достижения Защита персональных данных Безопасность Независимая оценка качества образования

 
 
  • 00.JPG
  •  004.jpg
  • 007.JPG
  • 100_0568.JPG
  • DSCN0004 2.JPG
  • DSCN0024.JPG
  • DSCN0090.JPG
  • DSCN0288.JPG
  • DSCN0558.JPG
  • DSCN0750.JPG
  • DSCN0804.JPG
  • DSCN0928.JPG
  • DSCN1024.jpg
  • DSCN2755.JPG
  • DSCN2797.JPG
  • DSCN3358.JPG
  • DSCN3443.JPG
  • IMG_2676.JPG
  • IMG_3005.JPG
 

_лечит_Ольга_Владимировна.JPG_и_Миша_рука_на_руке.JPG 

ГРУППА СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ, ДЕТЕЙ С АМБЛИОПИЕЙ, КОСОГЛАЗИЕМ

     МА ДОУ № 32 – детский сад комбинированного вида, поэтому в МА ДОУ ведется инклюзивное образование по  обеспечению всестороннего развития слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием  на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов с целью успешной подготовки к обучению в школе, социальной-коммуникативной  адаптации к условиям современной жизни, умению самостоятельно, правильно и умело вести себя в обществе, различных проблемных ситуациях.


                Фотография        Фотография

   Информация о обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- оборудование входа в здание специальным наклонным пандусом с перилами;
-имеется  площадка для отдыха;
 - ширина прогулочных дорожек для безопасности передвижения с 3 метровым  уровнем;
-искусственная освещенность;
- все подъезды и подходы к зданию асфальтированы;
- деревья, кустарники, столбы и другие объекты, находящиеся на территории, не препятствуют для ходьбы, прогулок и игр детей;
 - игровое и спортивное оборудование на территории МА ДОУ № 32  не только соответствует возрастным особенностям детей, но и учитывает состояние их здоровья, безопасно в использовании  и позволять проводить коррекционные занятия на участке;
- на дверях имеются  предупредительные знаки в виде двухстороннего жёлтого круга 
- в помещении проложена тактильная дорожка до группы слабовидящих детей.

Для осуществления квалифицированной инклюзивной  работы используется
1. Программа Л.И.Плаксиной «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида для детей с нарушением зрения).
2. Методические рекомендации Л.А.Григоряна и Т.П.Кащенко «Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях».
3. Компьютерно-тренажерный комплекс "Школьник - Клинок 2".
4. Лечебно - диагностический комплекс "Клинок - 2".
5. Лечебно - диагностический комплекс "Чибис".
6. Устройство "Амблио - 3".
7. Аппарат "АМО - АТОС" с приставкой "Амблио - 1".
8. Аппарат для лечения амблиопии "Световое перо ТВО - 1".
9. Аппарат для лечения амблиопии "МЕЛЛОН", "АПК-01УМ2"

    Весь коррекционно-воспитательный процесс в группе строиться на индивидуальных дозированных  зрительных нагрузках, которые проводятся в утренние и вечерние отрезки времени, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных наглядных пособий и методики индивидуально-подгруппового обучения.

    Важным условием реализации образовательных задач является комплексный подход к организации коррекционно-воспитательной работы. Проблемы профилактики и улучшения состояния зрения детей  решаются путем создания щадящих условий, комплекса общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий. Недостатки зрения коррегируются и совершенствуются в процессе содержательной деятельности, гуманного подхода и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: «родитель – ребенок – педагоги». При этом решаются данные задачи с учетом индивидуальных особенностей состояния зрения каждого слабовидящего ребенка. Педагоги учитывают рекомендации врача-офтальмолога по организации нагрузки и охранительного режима для зрения детей, проводят специальные упражнения по активизации и тренировки зрения детей. Для достижения более лучших результатов и положительной  динамики улучшения зрения в работе с детьми воспитатели группы слабовидящих детей Крайн Ирина Оттовна и Замятина Ирина Алексеевна в тесном контакте работают со всеми специалистами МАДОУ: 

учителем-логопедом Васюниной Оксаной Викторовной.,

                   _делает_гимнастику_для_язычка.JPG

педагогом-психологом Марковой Гюльнарой Райимбергановной,              
 врачом - офтальмологом детской поликлиники Семиной Татьяной Михайловной  и медицинской сестрой- ортоптисткой Васюниной Ольгой Владимировной,

                   _на_аппарате_лечится.JPG

музыкальным руководителем Трушкиной Марией Сабитеновной, старшим воспитателем Данишкиной Надеждой Николаевной.

     Важным коррекционным требованием распорядка жизни детей в группе слабовидящих детей является система двигательной активности, предусматривающая преодоление гиподинамии у детей с нарушениями зрения, обусловленная трудностями их зрительно-двигательной ориентировки, включая специальные занятия по лечебной физкультуре, ритмике и ориентировке в пространстве, физкультурных минуток. Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю, одно из которых – на открытом воздухе с инструктором по физической культуре  Шурыгиной Свктланой Васильевной.

                             

Все коррекционно-развивающие занятия - игры проводятся в первой половине дня по подгруппам и соответствуют установленным санитарно-гигиеническим нормам с обязательным использованием педагогом указки. Количество занятий 12/15 по 15-30 минут, перерывы между занятиями составляют не менее 10 минут. Каждое коррекционное занятие состоит из 2-х частей:

-  упражнения для рук (самомассаж, игры на пальцах и т.п.) необходимых для того, чтобы снять напряженность кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость;

-  предметно-практическая деятельность, развивающая тактильную и мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов).

 Фотография         Фотография

Основными принципами коррекционно-педагогического и образовательных процессов являются:

-  учет общих специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

-  комплексный подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

-  дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий, а также уменьшения наполняемости группы и методики индивидуально – подгруппового обучения;

-  все занятия носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей ребенка;

-  обеспечение и реализация федерального государственного образовательного стандарт дошкольного образования;

-   обучения и лечения детей с нарушением зрения;

система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушениями зрения;

-  создание офтальмологических условий в групповой комнате, лечебном кабинете, специального распорядка дня жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка.

 В системе занятий реализуется основной принцип-принцип инклюзивного образования при соблюдении триединой задачи:

- коррекционное воспитание,

- коррекционное развитие,

- коррекционное обучение.

                 _с_Машенькой_в_гостях_у_группы_4.JPG

      _в_гостях_у_слабовидящих_детей.JPG

      Педагогический коррекционный процесс в группе слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием включает также организацию самостоятельной деятельности детей. С этой целью создана развивающая педагогическая среда, позволяющая ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В группе преимущественно используются наглядно-практические методы. Практикуются следующие способы организации деятельности: наблюдения, элементарные опыты и эксперименты, создаются специальные или спонтанные игровые проблемные ситуации.

    В группе много пособий позволяющих снять зрительное напряжение, пособий по аккомодации глаза ,работа с черной точкой.
   _книжки.JPG

_лабиринты.JPG   _для_глаз.JPG

    При подборе стимулирующего материала в группе для слабовидящих детей учитывались следующие условия:

-  соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов;

-  соотношение с реальным цветом объектов и высокий цветовой контраст (80-95 %);

-  четкое выделение ближнего, среднего и дальнего планов.

                  _стенка.JPG

   Прием в группу слабовидящих детей производиться по направлению врача-офтальмолога  Т.М.Семиной. Наполняемость группы – 10 человек. Дети ежедневно проходят назначенное лечение, которое осуществляет сестра – ортоптистка.

КОСОГЛАЗИЕ И АМБЛИОПИЯ У ДЕТЕЙ

Клинически доказано, что такие патологии зрения, как косоглазие и амблиопия являются чисто функциональными проблемами, с которыми можно и нужно бороться, начиная с младшего детского возраста. Косоглазие представляет собой нарушение параллельности зрительной оси одного или обоих глаз, тогда как амблиопией называют ослабление зрения, которое может быть как причиной, так и следствием косоглазия. Данные заболевания могут развиваться вследствие патологии глазного дна, помутнения хрусталика либо роговицы, и нередко приводят к вторичному косоглазию.

По словам медиков для того, чтобы изображения каждого из глаз слились воедино в человеческом мозге, взаимодействие зрительных органов должно быть максимально гармоничным, то есть зрительные оси должны быть параллельны при разглядывании удаленного объекта и пересекаться под одинаковым градусом при взгляде на объект, находящийся менее чем 20 метров. Отсутствие такой гармонии и принято называть косоглазием или страбизмом. Эта патология не только приводит к снижению зрения, но и существенно искажает внешность человека, нередко нанося психологическую травму.

Длительное наблюдение за амблиопией и косоглазием позволило выделить следующие виды патологии: сходящееся косоглазие, расходящееся косоглазие, а также содружественное косоглазие с амблиопией различной степени. Сходящееся косоглазие наиболее характерно для детского возраста, причем в этот период жизни ребенка оно еще не постоянно и возникает лишь периодически. Если не обратиться к врачу, заболевание может приобрести стойкий характер, из-за чего нарушается бинокулярное зрение. Дети старшего возраста подвержены расходящемуся косоглазию, причем практически у каждого больного ребенка вместе с косоглазием врачи обнаруживают такие глазные заболевания, как миопия или гиперметропия.

Косящий глаз при косоглазии почти всегда бездействует, а потому в зрении участвует лишь один глаз. Постепенно такая дисфункция приводит к стойкому понижению остроты зрения косящего глаза, то есть амблиопии. Эта патология подразделяется на: дисбинокулярную, рефракционную, истерическую и обскурационную амблиопию. Если причиной дисбинокуляционной амблиопии становится расстройство бинокулярного зрения, а рефракционной – длительное проецирование на сетчатку неясного изображения, абскурационноая амблиопия возникает по причине помутнения хрусталика. Истерическая форма патологии может возникнуть в результате психической травмы.

Устранить нарушение бинокулярного зрения, избавившись от амблиопии и косоглазия можно при помощи интенсивных тренировок и специальных методов лечения, которые практикуют врачи-офтальмологи. Одним из самых распространенных методов является окклюзия. Заключается этот метод в ежедневном ношении повязки (примерно 3 часа) на здоровом глазу, что научит ребенка больше полагаться на ослабленный глаз. При необходимости ребенку могут прописываться корригирующие очки. По мнению врачей, чем раньше обнаружить патологию, обратиться к врачу и начать лечение, тем больше вероятность исправить зрение. В некоторых случаях детям, не желающих носить повязку, могут назначаться специальные глазные капли, ухудшающие зрение в здоровом глазу, а значит заставляющие малыша пользоваться «ленивым» глазом.

Ношение повязки и очков является основным методом лечения косоглазия и амблиопии, однако в случаях, когда этот недуг связан с серьезными патологиями глаз, назначают хирургическое вмешательство. Кстати, по статистике, операция по исправлению косоглазия позволяет добиться отличного результата более чем в 70% случаев. Берегите своих детей!

                                         АМБЛИОПИЯ У ДЕТЕЙ

                       .JPG

Амблиопия у детей — это функциональное, то есть обратимое понижение остроты зрения. Детская амблиопия часто развивается при таких заболеваниях как косоглазие, дальнозоркость, астигматизм, нистагм, катаракта, помутнение роговицы. При детской амблиопии основные изменения происходят в головном мозге — в области зрительной коры. Мозг перестает адекватно воспринимать информацию, которая поступает в глаз, из-за чего острота зрения снижается и не исправляется очками. Это состояние несправедливо иногда называют “ленивый глаз”. Мы бы предложили более корректное выражение “немощный глаз”.

Эффективное лечение амблиопии возможно
Незначительные понижения остроты зрения при амблиопии коррегируются довольно легко, например очками и окклюзиями (заклейки). Однако понижение остроты зрения ниже 60% как правило этими способами исправить невозможно. Применяемые сегодня в повседневной практике методы лечения амблиопии недостаточно эффективные и довольно устаревшие, поскольку используются способы лечения аж с середины XX века. Именно поэтому нами разработан и внедрен в клиническую практику Детских Глазных Клиник  новый высокотехнологичный способ лечения посредством технологии Бинокулярного Оптометрического Комплекса БОК 1. Эта методика разрабатывалась в течение 5 лет совместно с оптико-механическими предприятиями оборонного комплекса России. Она основана на принципе предварительного выявления “невидящих каналов” восприятия зрительной информации в каждом конкретном случае и растормаживании этих каналов по особой методике предъявления специфических стимулов для мозга. Благодаря этому  удается быстро и эффективно излечивать амблиопию в самых тяжелых случаях, даже таких когда зрение снижено до 1-2% и повысить скорость реабилитации в 4 раза, причем не только у детей, но и у взрослых пациентов до 32 лет, что раньше считалось невозможным. Эта методика зарекомендовала себя на протяжении последних 7 лет. Она полностью оправдаласть не только в нашей российской практике, но и снискала живой интерес у наших коллег за рубежом. БОК 1 (Бинокулярный Оптометрический Комплекс) в ряду других  разработанных технологий, является безусловной гордостью нашей системы и  теперь понятие некоррегируемое зрение при амблиопии больше не существует. 
И поэтому очки- это не навсегда. Применяемые нами технологии лечения амблиопии, позволяют не только восстановить зрение, но и избавиться от очковой зависимости. Амблиопия у детей — это функциональное, то есть обратимое понижение остроты зрения. При детской амблиопии основные изменения происходят в головном мозге — в области зрительной коры. Происходит это в том случае, если в головной мозг ребенка от глаз поступает искаженная зрительная информация, или если поток этой информации резко ограничен. В результате развитие и совершенствование нейронов, отвечающих за зрение, тормозится и поэтому даже при устранении всех причин, приведших к амблиопии у детей, зрение остается низким. Детская амблиопия часто развивается при таких заболеваниях как косоглазие, дальнозоркость, астигматизм, нистагм, катаракта, помутнение роговицы.
У ребенка с косоглазием, в результате нарушения правильной совместной работы обоих глаз, с чаще косящего глаза зрительные образы в головной мозг не передаются. Происходит это во избежание хаоса в зрительной системе, так как человек не может одновременно воспринимать два различных предмета. Амблиопия у детей при косоглазии резко осложняет течение болезни, так как часто приводит к еще большему отклонению плохо видящего глаза.
При дальнозоркости у детей глазное яблоко короче нормы, поэтому оптический фокус находится за сетчаткой. При рождении все дети имеют дальнозоркость около 3 диоптрий. По мере роста ребенка растет и глаз, и к 3 - 4 годам дети имеют эмметропию. При дальнозоркости выше 3 диоптрий правильное развитие зрительной системы нарушается, так как с рождения на глазном дне постоянно формируется размытое нечеткое изображение.
При отсутствии своевременной коррекции и лечения у ребенка развивается детская амблиопия. У детей с астигматизмом причины развития детской амблиопии примерно те же. Однако, при астигматизме из-за неправильной формы глазного яблока преломление света в оптических меридианах происходит неодинаково, и в глазу одновременно существуют два оптических фокуса, при этом часто ни один из них не расположен на сетчатке. В результате острота зрения в одном меридиане .                                                                          Упражнения для развития осязательного (тактильного) восприятия:
1.      формировать способы активного осязания (передвигаться ощупывать руками;
2.умение различать и сопоставлять некоторые свойства предметов по форме, температуре, характеру поверхности, по характеру поверхности материала;
3.формировать навыки восприятия предметов и игрушек пальцевым, кистевым и ладонным способами, упражнять прослеживающую функцию руки, координацию рук, развивать тонкую моторику пальцев.

  •       «Мы шагаем по...». Данная игра направлена на ознакомление с различными видами поверхности. Педагог предлагает дошкольникам пройтись по «волшебной дороге». Дети босыми ногами проходят по ковру, по шероховатой поверхности и т.д. Сопровождается это обследование подробным словесным описанием качеств и характеристик поверхности.
  •       Закручивание-откручивание пластиковой бутылки;
  •       Завинчивание гайки;
  •       Вязание различных узлов;
  •       «Горох».  Ребенок перекладывает достаточно крупные шарики (каштаны) из одной руки в другую, проводит различные манипуляции с шарами (стучит шариком по ладони, по полу; катает его между ладонями и т.п.).
  •        «Расставь по полкам». Ребенку предлагается расставить предметы, предварительно ощупав их. На верхнюю полку надо поставить пластмассовые предметы. На среднюю полку надо поставить предметы, сделанные из дерева. На нижнюю полку нужно положить предметы, сделанные из металла.
  •       «Найди домик». В деревянной, пластмассовой или картонной панели вырезаны различные фигуры. Надо найти и вставить фигуру, соответствующую отверстию.
  •       Раскладывание на две кучки предметов, различных по своим свойствам. На столе лежат, например зерна разных злаков, ребенку требуется разложить зерна одного злака в одну сторону, другого – в другую.
  •       «Разрезные картинки» Составлять целые картинки из отдельных частей.
  •       «Волшебный мешочек». Узнавать предметы, находящиеся в мешочке на ощупь. Упражнения для формирования системы сенсорных эталонов формы и величины.
  •       Разложи геометрические фигуры на салфетках подходящей формы.
  •       «Найди свою пару». Педагог распределяет детей на две подгруппы и размещает их на противоположных сторонах комнаты. Детям каждой подгруппы раздают по одной форме из комплекта «Геометрические фигуры». По сигналу педагога дети идут друг к другу и каждый ищет свою пару, т. е. берет за руку того, у кого такая же форма. Свой выбор они проверяют путем наложения карточек друг на друга и обведения формы по контуру.
  •       "Поймай киску". Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
  •        "Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани). Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
  •       "Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет". Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
  •       "Узнай фигуру". На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
  •       "Узнай предмет по контуру". Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
  •       "Догадайся, что за предмет". На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
  •       "Собери матрешку". Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.
  •       "Золушка". Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
  •       "Угадай, что внутри". Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Развитие слухового восприятия. (5% информации поступает через уши)

  1.       развивать умения локализовывать направления по звуку, голосу (неподвижный и перемещающийся источник в замкнутом пространстве). Оценивать удаленность звучащего предмета, узнавать на звук некоторые действия, совершаемые человеком.
  2.       учить узнавать предметы по звукам, сопровождающим действия с ними.
  3.       формировать умение различать по голосам окружающих людей, узнавать голоса животных.
  4.       определять по голосу эмоциональное состояние близких людей, определять звуки природы, городских шумов.

Примерный пречень дидактических игр:

  •       «Звуковые загадки»
  •       «Слушаем погоду» (гром, стук капель дождя, ветер, скрип снега под ногами» ит.д.)
  •       «Стеклянный-деревянный»
  •       «Слушаем звуки улицы»
  •       «Угадай предмет по звуку»
  •       «Угадай направление откуда идёт звук»

Развитие обонятельного восприятия.

  1.       подводить детей к пониманию того, что предметы имеют разные запахи,
  2.       знакомить с запахами встречающиеся в быту и окружающем пространстве;
  3.       знакомить ребенка с некоторыми запахами и учить локализовать их.

       "Что нам подскажет запах?". В пустые пузырьки с темным стеклом поместить вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д. Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки.

      Методика формирования способов обследования предмета базируется на комплексном использовании сохранных анализаторов (тактильное осязание, вкусовое осязание, слух, обоняние).

  • Целостное восприятие (обведение взором контура профиля, узнавание, называние)
  • Последовательное рассматривание (верчение с осматриванием со всех сторон)
  • Выполнение мануальных обследовательских действий: формообразующих движений руками, обводка пальчиком по контуру профиля, ощупывание, поглаживание, надавливание, сжимание, взвешивание, растягивание, определение температуры и т.п.
  • Нюхание
  • Определение на вкус
  • Активизация образов памяти (непосредственное, опосредованное)

Мануальные обследовательские действия при обследовании

Симметричных предметов: движения руками осуществляются сверху вниз, синхронно.

Не симметричных предметов: правая рука (ведущая) осуществляет исследовательские действия, левая – контролирующие.

Алгоритм  действий при обследовании овощей и фруктов:

  1. Что это? Целостное восприятие, узнавание, называние, слежение взором за контуром профиля.
  2. Где растёт? Активизация образов памяти. Определение обобщающего понятия.
  3. Какого цвета? Определение и называние цвета с уточнением: разглядывание, осматривание со всех сторон.
  4. Какой формы? Определение формы: выполнение формообразующих движений, обводка пальцем, уточнение.
  5. Какой величины? Определение величины: сравнение по величине однородных объектов, показ руками.
  6. Каков на ощупь? Определение характера поверхности: поглаживание, ощупывание, надавливание, сжимание.
  7. Каков на запах? Определение запаха: нюхание.
  8. Каков на вкус? Определение вкуса, сочности: еда.
  9. В каком виде употребляют в пищу? Активизация образов памяти.
  10. Как хранят? Активизация образов памяти.

Алгоритм действий при обследовании игрушек:

  1. Что это? Целостное восприятие, узнавание, называние, слежение взором за контуром профиля.
  2. Какого цвета? Определение и называние цвета с уточнением: разглядывание, осматрива-ние со всех сторон.
  3. Какой формы? Определение формы: выполнение формообразующих движений, обводка пальцем, уточнение. Называние частей, их форму, пространственное положение.
  4. Какой величины? Определение величины: сравнение по величине однородных объектов, других игрушек, показ руками.
  5. Какова на ощупь? Определение характера поверхности: поглаживание, ощупывание, надавливание, сжимание.
  6. Из какого материала сделана? Активизация образов памяти, мышления, анализ чувственного опыта.
  7. Кто любит играть с этой игрушкой? Активизация образов памяти.
  8. Как следует обращаться с этой игрушкой? Активизация образов памяти.

Алгоритм действий при обследовании одежды:

  1. Что это? Целостное восприятие, узнавание, называние, слежение взором за контуром профиля.
  2. Какого цвета? Определение и называние цвета с уточнением: разглядывание, осматривание со всех сторон.
  3. Какой расцветки? Определение расцветки: рассматрива-ние, обводка, показ пальчиком узора (полосок, клеточек)
  4. Какой формы? Определение формы: обводка пальцем, уточнение. Называние частей (деталей), их форму, прост-ранственное положение, относительную величину.
  5. Какой величины? Определение величины: сравнение по величине однородных объектов, др.одежды, показ руками
  6. Какова на ощупь? Определение характера поверхности: поглаживание, ощупывание, надавливание, сжимание, растягивание; определение толщины, прозрачности и т.п.
  7. Из какой ткани сшита? Активизация образов памяти, мышления, анализ чувственного опыта.
  8. Кто носит? Когда носит? Как ухаживать за одеждой? Активизация образов памяти, мышления.

    На протяжении нескольких лет в группе слабовидящих детей пролечено свыше 200 детей с различными заболеваниями глаз.
Все слабовидящие дети, достигшие 7 летного возраста, успешно обучаются в общеобразовательных школах города.

 Фотография       Фотография

Содержание коррекционной работы в группе слабовидящих детей № 4

Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.

Коррекционная работа в ДОУ триедина и состоит из

  • коррекционного обучения
  • коррекционного воспитания
  • коррекционного развития

Коррекционно-педагогическая работа должна пронизывать весь учебно-образовательный процесс, органично увязывать все составные части образования. Коррекционную работу не следует обосабливать, а наоборот, необходимо тесно соединять как с содержанием образования, так и с организацией и методами воспитания и обучения.

Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:

выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

МА ДОУ предоставляет лицам с ограниченными возможностями здоровья и их семьям комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь, направленную на:

1) выявление, психолого-медико-педагогическую диагностику и коррекцию физического и (или) психического недостатков развития;

2) оценку психо-социального развития и изучение средовых факторов;

3) разработку индивидуальных учебных программ и организацию индивидуальных и (или) групповых занятий для лиц со сложными и (или) тяжелыми недостатками в развитии, направленных на формирование навыков самообслуживания, элементарных трудовых навыков, навыков общения;

4) осуществление психолого-педагогической поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей;

5) консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям (законным представителям) лиц с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;

6) информационную и методическую поддержку педагогических работников и иных специалистов образовательных учреждений,  в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья;

7) реализацию комплексной системы мероприятий по социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Объем коррекционной помощи детям регламентируем индивидуально в соответствии с медико-педагогическими рекомендациями.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими ФФНР на базе ЛОГОПУНКТА.


ФотографияУчитель - логопед Васюнина Оксана Викторовна Фотография

По результатам работы ПМПк в МА ДОУ №32 комбинированного вида ведется коррекционно-развивающая работа на базе логопункта с детьми дошкольного возраста, посещающими МА ДОУ, а также неорганизованными детьми, имеющими фонетические или фонетико-фонематические нарушения речи.

  ФотографияФотографияФотография

Цель коррекционного обучения:  профилактика речевых расстройств, преодоление речевых нарушений или смягчение их симптоматики для обеспечения полноценного, всестороннего развития ребенка, формирования его личности с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений и воздействия на его социальное окружение.

Работу по заданному направлению проводит учитель-логопед Васюнина Оксана Викторовна на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В программе выделяются следующие разделы:

·        формирование звукопроизношения;

·        обучение грамоте;

·        ознакомление с окружающим миром и развитие речи;

·        работа с книгой.

Занятия носят интегрированный характер. В работе широко используются  новые информационные технологии.

Разработано внутрисистемное взаимодействие педагогических работников ДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников.

Коррекционная логопедическая работа с детьми с амблиопией и косоглазием осуществляется на фоне специального лечения, которое носит комплексный характер. При организации работы с дошкольниками, имеющими зрительную патологию, особое внимание обращается на использование их сохранного зрения; формирование всесторонних представлений об окружающем проводится с опорой на сохранные анализаторы и различные формы вербальной  и невербальной деятельности. При выборе и создании дидактического материала учитывается его величина, пропорциональность, интенсивность окраски  и высокий цветовой контраст.

Построение оптимального варианта коррекционного воспитания и обучения детей с патологией речи проходит при тщательном всестороннем изучении каждого ребенка.

Особая значимость придается логопедической профилактике с опорой на нормативы развития  и использование периодов сензитивности, так как в последнее время прослеживается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нарушения речи.

Сознательная опора на закономерности развития психофизических характеристик, психики и речи, позволило логопеду добиться значительных успехов в коррекционно-развивающей работе и получения достаточно высокого уровня  коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Работа с детьми – инвалидами 

В МА ДОУ № 32 организована воспитательно-образовательная работа с детьми – инвалидами на дому.

На основании Президентской программы «Дети Росси», секции подпрограммы «Дети – инвалиды» от 20.12.94г. №295, Федерального Закона  «О социальной защите инвалидов в РФ» (Собрание законодательства РФ, 1995г. №48, статья 4563), Постановления правительства РФ от 18.07. 96г. №861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому и в негосударственных ОУ», приказа №379 от 04.08.08г. Министерства здравоохранения  и социального развития РФ «Об утверждении форм индивидуальных программ реабилитации ребенка – инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядок разработки и реализации» были разработаны:

·        Положение об организации воспитательно – образовательной работы МА ДОУ с детьми – инвалидами на дому.

·        Положение о создании в МА ДОУ ПМПк.

·        Приказ о зачислении детей – инвалидов в МА ДОУ.

·        Договор между МА ДОУ и родителями (законными представителями) об оказании воспитательно – образовательных услуг ребенку – инвалиду на дому.

·        Организация деятельности педагогического персонала с детьми – инвалидами.

·        Индивидуальные образовательные программы на 20013 – 2016гг.

Психолого - педагогическое сопровождение детей в МА ДОУ осуществляется педагогом - психологом 

_в_группе_4.JPG    _лабиринт_показывает_детям.JPG

        Основной целью работы педагога- психолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.
_педагога_психолога_со_слабовидящими_детьми.JPG

        В соответствии с поставленной целью  можно выделить следующие задачи: 

        1.  Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста и каждого ребенка;         

        2. Развивать индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.;

        3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;

        4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

  Психолого-педагогическое сопровождения образовательного процесса охватывает работу с детьми, родителями и педагогами.

Систему психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в МА ДОУ  можно представить в виде горы, в основании которой находится такое направление работы как психодиагностическое сопровождение. На основе его и строится коррекционно-развивающее, консультационное и психопрофилактическое сопровождение, необходимое для того, чтобы достичь вершины горы. Вершиной горы является психологическое просвещение, которое направлено на формирование психологического здоровья всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.

Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в МА ДОУ являются:

- психодиагностическое сопровождение образовательного процесса: изучение процесса адаптации детей при поступлении в ДОУ,  диагностика склонностей и способностей детей с целью выявления талантливых детей, диагностика психологического здоровья дошкольников, диагностика готовности к школе;

- коррекционно-развивающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: развитие школьно-значимых функций, познавательных процессов, снижение индекса тревожности, агрессивности, импульсивности; 

- психопрофилактическое и здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса: профилактика нарушений поведения, коммуникативной сферы, формирование жизненных навыков;

- психологическое просвещение и консультирование: формирование психологической культуры детей, родителей и педагогов.

    Организованная таким образом работа позволяет обеспечить оптимальное физическое, соматическое, психологическое здоровье ребенка.

    Психологическая диагностика осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей. В течение адаптационного периода ведется наблюдение за поведением детей в младших группах, которое показывает, как протекает привыкание детей к новым условиям, освоение нового пространства. Проводится анкетирование родителей для выявления расхождений в поведенческих проявлениях ребенка в семье и детском саду. Для выявления динамики уровня адаптированности детей к детскому саду проводится сравнительный анализ диагностирования в начале и в конце адаптационного периода.

     В средней, старшей и подготовительной группах проводится психодиагностическое обследование психологического здоровья дошкольников по программе, разработанной психологом МА ДОУ.  

     Диагностика школьной готовности проходит в 2 этапа: в начале учебного года (октябрь) и в конце (апрель).                        

Для обследования применяются следующие методики:

  1. Ориентировочный тест определения школьной зрелости Керна-Йерасека;
  2. Вербальная часть (Я. Иерасек) (конец года);
  3. Психосоциальная зрелость (С.А. Банков) (начало года);
  4.  «Графический диктант» (А.Н. Леонтьев);
  5. Мотивационная готовность (Венгер Л.А.)(конец года).

     Углубленная диагностика детей, показавших низкий уровень готовности к школе, а также детей, испытывающих трудности в усвоении образовательной программы ДОУ, осуществляется по материалам для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях автора Забрамной С.Д.

  Психодиагностика эмоционально-личностной сферы педагогов проводится по их личному запросу индивидуально. Педагоги вторых младших групп и первых младших групп  заполняют «Карты наблюдения» на начало и конец адаптации, в средних, старших и подготовительных группах воспитателями заполняются «Карты оценки эмоционального состояния ребенка в группе».

   Родители заполняют анкеты на предмет адаптации ребенка к МА ДОУ, готовности к школе, анкеты по оценке нервно-психического состояния ребенка. На основании заполнения данных анкет готовятся  консультации в информационные папки в каждой группе.

    Психологическое сопровождение направлено на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическое сопровождение предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. В нашем дошкольном учреждении для решения этой задачи с детьми раз в неделю проводятся групповые занятия по развитию эмоционального мира с использованием программ «Давай поиграем!» и «Давай познакомимся!» автора-составителя Пазухиной И.А. с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Для профилактики дезадаптации осуществляется психологическое сопровождение ребенка в условиях дошкольного учреждения: групповые и индивидуальные игры и занятия (Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению») с детьми с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения, преодоления стрессового состояния у детей, активизации речевых процессов, развития навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирования идентичности с коллективом. Проводится индивидуальная работа по профилактике дезадаптации, в которой используются игры с  водой и песком с целью установления контакта с ребенком. Выявляются такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии. Так же в нашем МА ДОУ организованы группы кратковременного пребывания вместе с мамой, посещая которые,  дети готовятся в более мягкому входу в детский коллектив.

     Индивидуальная коррекционно-развивающая работа ведется по следующим направлениям: работа с агрессивными детьми (сказкотерапия),

с детьми с гиперактивностью (программа Сиротюк А.Л., программа Арцишевской И.Л.), тревожными, застенчивыми детьми (Г.Б.Монина, Е.К.Лютова), работа по развитию школьно-значимых функций («Ступеньки к школе» Безруких М.М.).


     _с_мамой.JPG

_Данил.JPG    

     Психологическое просвещение направлено на формирование психологической культуры всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогов, которое заключается в формировании жизненных навыков, профилактике дисгармоничного развития.

   Консультативная работа с воспитателями младших групп проводится по вопросам течения адаптации  детей, особенностям развития, протеканию кризиса 3х лет, где они получают рекомендации  по формированию игровой культуры ребенка и снятию эмоционального напряжения. Родителям в этих группах даются рекомендации по смягчению адаптационного периода. В средних, старших и подготовительных группах проводятся консультации для педагогов и родителей  в начале и конце учебного года по результатам диагностики психологического здоровья детей. Также в подготовительных группах родители и воспитатели на консультациях по результатам диагностики готовности к школе в начале и конце учебного года получают необходимые рекомендации по развитию школьно-значимых функций.

    Психологическое просвещение, т.е. приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности. Психологическое просвещение проходит  в нашем дошкольном учреждении в виде выступлений на педсоветах, родительских собраниях, бесед, семинаров, а также в виде информационных папок для родителей «Страничка психолога», информационного стенда «Уголок психолога» и блоке информации на сайте детского сада.  

     _терапия.jpg

 

Вход

 

Версия для слабовидящих

blind
 

Сведения о ДОУ

Поиск

Обратная связь